Новости

Бзыкнуть - и при этом не расколоться

Сегодня хочу поговорить, как я придумываю фишки для спектакля, словечки или действия, которые становятся визитной карточкой того или иного проекта. Спектакль "Ищите женщину" у наших зрителей ассоциируется у кого-то с "Фьють", у кого-то с "Бззз". У многих, конечно, со вторым, но и первую фразочку тоже часто повторяют. Я иногда сама задумываюсь, как они приходят в мою режиссерскую голову. Вот идет репетиция, и в какой-то момент я стоплю актеров, потому что во время их игры в моей голове что-то зафразировало вне текста. С чем это связано - сложно проанализировать, но моя задача - качать зрителя на эмоции. На нем я проверяю свои введения - зашло или не зашло. "Фьють" и "Бзз" зашло, теперь вопрос в другом: как не расколоться актерам.

Репетиции "Ищите женщину" обычно проходили весело, иногда настолько, что приходилось брать паузы, чтобы отсмеяться. Смеялись до слез, до боли в скулах. Один из наших актеров импровизирует просто налету, с ним мне удобно делать разводки "вне текста". Приходят очень интересные находки. Мы их пытаемся закреплять. Его партнерша училась на репетициях и продолжает учиться на спектаклях не колоться, потому что импровизирует он с очень серьезным лицом и невероятно смешно. Зритель, наверное, не представляет, насколько порой бывает сложно не расколоться во время спектакля.

Помню, как на одном из спектаклей "Личной жизни" в кофейник забыли налить кофе, в него в принципе забыли что-либо налить. Актриса начинает разливать по чашкам, вид у нее абсолютно спокойный, по ней не догадаешься, что что-то пошло не по плану, пока в одну из чашек не падает крышка от этого самого кофейника. Я думала - подавлюсь от смеха. Заползаю за спину партнера - сдержать эмоции, на первом плане разыгрывается ругань героев. Причем разыгрывалась серьезно, но это же комедия, зритель смеется. Знал бы на тот момент зритель, что смешно всем. Актерам тоже. Лица всех героев красные от еле сдерживаемого смеха. Думали - лопнем, не знаю, как доиграли дальше, но взяли себя в руки.

Конечно, бывает, что актеры колятся прямо во время спектакля, но скорее это редкость. Поэтому задача актеров - "держать лицо", даже если по сцене пройдет кошка, играя на гармошке. Спектакль - не кино. В нем нет второго, третьего, десятого дублей. На сцене невозможно сказать - стоп - и начать заново, сцена - живой организм.

Мы выходим на сцену и не знаем, всё ли пойдет по-плану, или улетит конфета из обертки, сделав тройное сальто в то время, когда нужно играть влюбленный трепет, как это случилось на одном из спектаклей "Ищите женщину". Ведь внеплановости нужно еще суметь обыграть. В этом тоже заключается профессионализм актеров.

Бзыкнуть и при этом не расколоться - иногда тот еще квест.

Продолжение следует.

Режиссер Мария Снегирева